Почему продолжают появляться такие ужасные веб-сайты

Пару дней назад искали с хорошим знакомым информацию об одном харьковском пригороде; нашли мало чего, даже гуглмапс выдал больше информации, чем веб-сайты по запросу. Долго рассматривали один “информационный” сайт, на котором якобы рекламировался новый, довольно большой жилой микрорайон, с тучей новостроек и продающихся квартир. Только и удивлялись: рынок недвижимости — один из самых денежных рынков, это вам не бижутерия или компакт-диски, это большие деньги; сайт же, рекламирующий эту самую недвижимость, не просто нищий, вообще никакой: навигация бедная и непродуманная, фотографии этого микрорайона – убогие, отвратного качества (ни одной современной мыльницей такого не исполнишь), на фотографиях — всё больше котлованы и рытвины, сплошной депресняк. Дизайн явно исполнен не дизайнером, а типа “сыном брата секретарши”, если не самой этой секретаршей.

Знакомый всё удивлялся: как же такое может быть, ведь презентуются на продажу очень, очень дорогие вещи. Чуть даже заспорили с ним о том, кто же в подобных случаях виноват в том, что в сети появляются такие сайты, и ведь не “авторские” васейпупкиных, у которых и целей-то никаких нет. Заказчик? Это ведь он, по всей видимости, рассказал о том, какие должны быть разделы на сайте, какая информация внутри разделов. Это он, по всей видимости, предоставил эти убогие плохого качества фотографии “с мест событий”. Дизайнер? Разработчик — ему-то что, что дали, то он и сделал, и бюджеты, скорее всего, были низкие, и заказчик, конечно же, даун, ему ничего не объяснишь, и вообще, он что, должен с пеной у рта что-то этому толстому богатому дяде доказывать?

Рассмотрим первую ситуацию. Заказчик. Может, он что-то и знает о крупномасштабном строительстве, может, разбирается в сложностях рынка недвижимости, обязан ли он при этом разбираться ещё и в веб-дизайне? Нет, разумеется, вполне возможно, он вообще имеет смутное представление о том, что такое интернет и бизнес в сети. Как правило, занимаются подобными вещами его эксперты, но. Какими экспертами окружает себя бизнесмен, насколько они образованы, насколько в теме современных маркетинговых направлений, зависит, в том чисте, и от того, сколько он им платит. Есть ли в его команде аналитики? Занимаются ли они исследованием рынка, в частном случае, рынком сбыта? Кто, на сегодняшний день, является в нужной мере платежеспособным, потенциальным покупателем для его “продукции”? И какая часть из всех платежеспособных, потенциальных покупателей (оценим по половому признаку, оценим возрастные группы, в каком возрасте люди больше покупают квартиры или берут кредит на них, пересекается ли эта возрастная группа с активной интернет-аудиторией, и т.д.), в первую очередь будет искать информацию о “продукции” в сети (и, вероятно, найдёт этот, уже разработанный сайт)?

А ещё эти консультанты должны были бы внятно объяснить своему бизнесмену, зачем для его бизнеса нужны качественные презентации, может, ему и не нужно знать, чем отличается хороший дизайн от плохого, но уж точно нужно понимать, что принесёт его бизнесу пользу, а что причинит вред; потому что во многих случаях в презентационные материалы вкладываются низкие бюджеты не столько из-за жадности заказчиков (которая, как известно, порождает бедность, к которой, как известно, вовсе не стремятся бизнесмены), сколько из-за недопонимания важности этой части работы с рынком. Т.е. оказывается, что это не просто “богатый, но жадный заказчик заказал дешёвый сайт у бедного дизайнера”, правильная цепочка в этом случае была бы “эксперты заказчика порекомендовали обратить внимание на эту часть рынка, привлекли одних специалистов для анализа рынка и аудитории, других – для проектирования и разработки такого продукта, который бы соответствовал маркетинговым целям”.
А пока нет ни анализа, ни проектирования, ни, собственно, целей разработки, вероятность того, что полученный веб-сайт, презентующий такой недешёвый совсем товар, как недвижимость, только отталкивает возможных покупателей от решения рассматривать такие ужасные варианты, какие показаны на презентации.

А как же ответственность дизайнера? Ни один уважающий себя дизайнер не позволил бы сдать настолько убогий сайт заказчику, даже при условии, что сам заказчик выдал “плохие” исходные материалы, некачественные фотографии и невменяемые тексты. Любой уважающий себя дизайнер проработал бы тему и как минимум, выдал бы рекомендации по более оптимальной навигации сайта, по тому, какие разделы на сайте желательно создать и какую информацию в них можно было бы опубликовать, ведь есть же у него опыт прошлых разработок, и опыт общения с заказчиком, и опыт создания презентаций (это если есть, да). Любой уважающий себя дизайнер хотя бы поработал слегка с полученными фотографиями, вытянул бы цвета, дорисовал контрасты, вычистил клеточки от .jpg сжатия, облагородил бы по возможности “элементы презентации”. Значит что? Явно сайт делал вовсе ни разу не дизайнер, или очень-очень новичок без опыта. Уроверь критериев качества результата работы ниже плинтуса. И галочка была поставлена (сделали сайт!), работа типа выполнена и сдана.

Но всего лишь небольшое исследование показало, что даже фотографии на сайте – примерно пятилетней давности, и район этот хоть и молодой совсем, но уже частично обжитый, и деревья, которые посадили пять лет назад на месте рытвин и котлованов, уже подросли, и пейзаж уже вовсе не такой депрессивный, и два больших супермаркета — строительный и универсально-продуктовый — открыты, и довольные мамашки с детками на площадках пасочки лепят… Значит, получилась обычная ситуация: людям посоветовали сделать сайт с рекламой продажи недвижимости в большом новом районе, они сделали, они убедились, что ЭТО не приносит им ни покупателей, ни, ессно, прибыли, и больше в развитии сайта не участвовали, материалы сайта не обновляли, и на интернет-маркетинг забили, как на неприбыльное направление. Возможно, после такого неудачного опыта переубедить их ещё раз заняться презентациями в сети, объяснить, что это не рынок неблагодарный, а реализация (по разным причинам) неудачная даже у более грамотных экспертов скорее всего не получится.

RSS feed | Trackback URI

19 Comments »

Comment by Zigzag
2008-08-12 18:15:44

очень часто (из моей практики) сайты делаются “по-знакомству”. так и мы начинали, будучи “зелеными” студентами. =) к сожалению, такой подход существует по той причине, что наши потенциальные заказчики просто далеки от качественного маркетинга и пиара.

Comment by nundesign
2008-08-13 11:33:12

Ну да, и мы так начинали, и мы когда-то делали свой первый сайт.
Всё-таки не зря у меня самые способные девчёнки пришли из полиграфии. У них заранее высокие критерии качества, у них заранее умение работать с редакторами и вырисовывать качество даже на убогих фотоиллюстрациях, у них понимание композиции, хороших цветовых соответствий уже есть.
Т.е. девчёнки учатся только пониманию специфики разработки для экранных интерфейсов, что такое удобство пользования экранным интерфейсом и прочие частности.

 
 
Comment by sonika
2008-08-12 22:17:45

Многие заказчики просто жадничают и не понимают, зачем им платить больше, если сын подруги бухгалтера сделает почти задаром «одно и то же». Это клиника и тупик. Таким заказчикам-бедолагам хороший сайт не поможет, ведь его надо поддерживать и развивать.

А платить за хорошие фотографии и вменяемого контент менеджера считают накладным. А потом делают выводы, что иметь сайт — ерунда на постном масле и денег в интернете нет :)
Не люблю битлз! — А что так? — Мне Мойша вчера напел

Время такое: каждый может легко открыть свой бизнес, но не каждому дан талант построить успешный бизнес, успех которого складывается из кирпичиков: приличный сайт, грамотный подбор сотрудников и т.п.

Comment by nundesign
2008-08-13 11:30:12

Да, но если позже этому заказчику 50 его знакомых скажут, что у него веб-сайт – уродство и стыдобище, он же в конце концов задумается о качестве? Если дойдут до него слухи о том, что сайт его конкурента – конфетка и много покупателей квартир приходят к конкуренту, а не к этому заказчику только потому, что у конкурента яркие позитивные иллюстрации, удобная навигация, все контакты, его просто найти про соотв. запросам в сети, и к нему просто обратиться, этому заказчику придётся всё-таки осознать, что что-то где-то у него плоховатенько.

Т.е. такая инертная система, которая раскачивается, раскручивается, и хороших сайтов в сети гораздо больше, чем 9 лет назад, и денег больше, и аудитория активнее, и всё равно, особенно в регионах, встречается та-а-акой непрофессионализм, что вызывает скорее удивление.

 
Comment by Zigzag
2008-08-14 07:53:39

АААА! Моя плакалъ!! Пример с Мойшей супер!!! =)

 
 
2008-08-12 23:16:35

Всё, черт возьми, верно. До последней буковки. Верно до тошноты.

И пусть заказчик не проявил к вопросу должного внимания – бог с ним. Хуже всего, что он убедит себя “ну и правильно, что я не верил в этот ынтырнет”, и друзьям знакомым так скажет: “фигня это все, проходили, знаем”.

Это может измениться только лет через 5-10, когда активное в интернете поколение подрастет и начнет занимать топовые позиции. Тогда будут возможны перемены, но не сейчас. Да и перемены эти ставятся под сомнение, если посмотреть на все ещё низкий уровень наружной рекламы. А ведь этой индустрии куда больше лет.

Вывод я для себя сделал однозначный: “цезарю – цезарево”. Не хочет клиент вникать в доводы, настаивает на собственном всезнайстве – его проблемы. Либо сразу отворот поворот “извините, мы не будем с вами работать”, либо получит что-то средненькое: ни говно, ни шоколадку.

Comment by nundesign
2008-08-13 11:23:04

Так я о том и пишу, что клиент, как не специалист в, данном сл., дизайне, не может отличить говно от шоколадки. Ну не разбирается он! И не понимает, почему он должен был заплатить какую-то куеву тучу денег “сене”, если “петя” делает то же самое, что и “сеня”, только на два-три порядка дешевле.

И так будет до тех пор, пока в окружении бизнесмена не появится советчик-эксперт, который просветит его и всех его предыдущих консультантов на предмет интернет маркетинга и важности качественных презентаций.

И всё равно не понятно. Ведь недвижимость – это огромные деньги. Неужели консультанты и эксперты все сплошь непродвинутые в новых технологиях настолько, что бы не подсказать правильное решение?

Comment by Anton Naumov
2008-08-14 09:30:00

Таня, проблема в том, что строителю и риэлтору на современном рынке недвижимости сайт и продвижение в интернет… абсолютно не нужно. они и так получают огромные прибыли. а если и так работает, зачем что-то еще? ну для форсу можно поставить в интернете сайт, если под это можно денег списать — так вообще здорово. а результат — сайте есть. не эффективный? да этож чистый пиар. не готовы еще у нас зарабатывать в интернете. может быть еще и потому, что самостоятельного укрнета нет.

Comment by Svetlana
2008-08-17 21:14:39

я вот тоже подумала, зачем им крутой навороченный сайт, если и так с руками отрывают:)

дизайн – замечательная штука, только вот научились упаковывать в красивую обертку всякое Г, а под невзрачной обложкой можно найти интересные материалы.

я обращаю внимание на “красивые картинки” только с профессиональной точки зрения, а когда выбираю что-то для жизни оцениваю функциональность и удобство при использовании, а не обложку, этикетку, промо-сайты и сколько в это все вложено денег…они же все эти деньги у меня и возьмут потом при продаже;)

 
 
2008-08-17 21:29:28

“Не понимает” – полбеды. “Не хочет слушать” – вот проблема.

Приходит к 40-летнему дядьке 25-летний “сопляк”, че-то там парит про анализ предметной области, какую-то “конверсию-шмаверсию” и средний срок жизни сайта, “а картинки красивые не показывает. Лох, какой-то.” :)

Да-да, очень многие не желают слушать. Они сами умные, они ж маркетологи, они ж курсы-институты заканчивали. А то, что время перехода покупателя из одного интернет-магазина в другой составляет 1-2 клика, а не 5-6 остановок с пересадками на общественном транспорте – это фигня, это к делу не относится. ;)

 
 
 
Comment by Dima
2008-08-13 11:16:03

Интернет пространство просто у нас еще в этапе развития. Еще не так много пользователей которые имеют возможность доступа к интернету. Вот и сайты еще толком не умеем делать. Нету даже ориентировочных цен. Каждый ставит цены как бы с потолка и крупные фирмы делают на этом деньги уже за счет имени.

 
Comment by Rozen
2008-08-25 11:31:17

Если уж решили сказать о себе на весь мир, то и делать нужно получше, и бюджет закладывать на создание, и не одному человеку отдавать проект. Лучше команде.
Поддержка тоже важна. У нас ведь как, сделали, выложили и все, ни новостей, ни банального обновления.
Ведь на рекламу много тратится, а на сайт жмем.
Сайт компании – лицо компании.

 
Comment by Rose
2008-08-27 21:42:21

Как-то работал с клиентом, просил сменить дизаин, так у них самописный простейшик CMS на подобии Simple а примеры дизайна он показывал на джумле…CMS менять нивкакую нехотел…так и разошлись с заплаченной мне неустойкой ))

Comment by nundesign
2008-08-28 09:07:53

о-о, у нас много таких примеров, может, даже напишу подробнее про эти радости, да.
Кстати, у меня тут знакомый паренёк ищет хорошего спеца на должность PM для большого проекта на ruby, в киеве, вы никого бы случайно не могли порекомендовать?

 
 
Comment by Never
2008-08-30 10:43:54

Правильно, многие бизнесмены сейчас знакомы только с азами интернета, платить деньги за качественный ресурс не желают, хотя из-за этого теряют много потенциальных клиентов… но… пока этого многие не понимают, надеюсь в будущем ситуация прояснится.

 
Comment by aedus
2008-09-04 11:17:34

Самое парадоксальное, что появляются они потому, что востребованы. Отчего востребованы – вот самый главный вопрос. C другой стороны, появление низкокачественных сайтов – это перспектива для дальнейшего развития и надежда вебстудий на то, что хлеб не иссякнет :) Дело в том, что со временем клиент “дозреет” и изменение сайта будет сделано. И возможно, что в этой ситуации клиент будет более адекватен. По-крайней мере, мне приходилось сталкиваться с ситуациями “покладистости” клиента, когда он доходит до того, что сайт пора менять и обращается к профессиональным дизайнерам.

 
Comment by Hrol
2008-10-19 15:21:32

Или менеджмент плох или клиенты не нужны. Люди не привыкли из всего выжимать максимум или просто им и так хорошо живется.

Comment by nundesign
2008-10-20 10:15:11

Понятно, что менеджмент плох. Я о том и пишу – как так получается, что в таком совсем не бедном бизнесе, где крутятся огромные деньги, в штате – плохие менеджеры и нет хороших? Как так получается?

 
 
Comment by 5nake
2009-04-19 09:31:42

Вечная проблема. Жаль заказчики такое не читают…

 
Name (required)
E-mail (required - never shown publicly)
URI
Subscribe to comments via email
Your Comment (smaller size | larger size)
You may use <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> in your comment.