Скучно ли быть дизайнером?

Все знают, что работа дизайнера — творческая, ибо дизайнеры (по идее) сотворяют нечто, доселе не существовавшее. Так же считается, что как естественное следствие работа дизайнера — это очень интересно и скучать уж точно не придётся. Правильно считается, с одной стороны. С другой – на самом деле почти любую, кроме совсем уж тупо конвейерной, работу можно при желании исполнять творчески, нетривиально, или, как иногда говорят, “с душой”. И так же в любом деле, даже, казалось бы, исключительно творческом можно найти элементы рутины, и выполнять со скукой и вселенской скорбью во взоре.

Вообще-то здорово, когда специалист (любой, опять же), соответствует своей работе и любит свою работу. Когда бухгалтер тащится от цифр, учитель обожает сеять разумное-доброе-вечное, а стоматолог вдохновенно высверливает дырку под пломбу. И каждый из нас в той или иной отрасли встречал людей увлечённых, с неформальным подходом к работе, не важно, какой бы скучной она не представлялась окружающим. И, к великому сожалению, в каждой отрасли таких людей – еденицы, и проблема несоответствия человека выбранной специальности – это реальность, это есть, они есть — люди, которые не любят свою работу. Можно, конечно, списать отчасти такую нелюбовь не столько на несоответствие, сколько на недоразвитые человеческие качества – не любовь трудиться вообще, нелюбовь действовать в чём-бы то ни было, на элементарную лень, когда человеку “где бы ни работать, лишь бы не работать”. В какой-то степени таких людей жаль, но по-другому смотришь на ситуацию, когда твой ребёнок попадает к такой историчке-истеричке, которой эта история нафиг не впилась, а дети бесят ещё до начала урока, и дабы им неповадно было из одного урока в другой дети месяцами “пишут конспекты”, или попросту – переписывают в тетради учебник; и тихо, и делать ничего не надо, и как будто бы спросить есть за что. Или когда сам садишься в стоматологическое кресло, а тебе “Ну что, будем лечить или вырывать?” (?!) – а вы, как специалист, как считаете, есть смысл лечить? А мне всё равно, скажете лечить – будем сверлить (нафиг, нафиг, мало ли что он с таким отношением высверлит).

С дизайнерами те же траблы. Много людей приходит случайно, непонятно как затесавшиеся в нашу братию. Когда я вижу, с какой скукой такой специалист запускает фотошоп, с какой тоской смотрит на меня, когда я отправляю ему очередное задание… И как ему, наверное, тяжело каждое утро собираться и тащиться на работу, опять эти скетчи, опять эти долбанные иконочки-логотипчики, опять тупые заатлантические заказчики начнут критиковать и придираться… Эх. Ну не тащится человек от работы, что тут можно сказать или посоветовать? В который раз обвинять плохое руководство в том, что недостаточно мотивируют сотрудников на творческий экстаз? В том, что среди заказчиков находят каких-то лохов с тупым техническим заданием и уродскими требованиями к иллюстрациям и цветовым гаммам? Что поставляют однотипную работу, нет, так сказать, разнообразия, надоело?

Что я могу сказать в ответ. При всём творческом в целом направлении работы дизайнерам периодически приходится заниматься рутиной, и в рамках одного, отдельно взятого проекта (отрисовать 30 иконочек в одном стиле, к примеру, на проект по уже до этого отрисованному эскизу) и в рамках серии однотипных проектов (студии, специализирующиеся на каком-то направлении сайтов, к примеру, на сайтах-визитках, сталкиваются с тем, что дизайнерам надоедает работать в рамках практически одинаковой постановки задачи); она, может, отличается от рутины бухгалтеров, врачей или учителей, но это неизбежность, с которой приходится мириться и в которой можно при желании находить свой, определённый кайф. Как-то не так давно в блоге Андрея Себранта было чудесное обсуждение вопроса, имеющего непосредственное отношение к сегодняшней теме:

По ходу одного спора в офисе выяснили:
Слово experience ни фига нельзя переводить словом «опыт» – он у нас массово «сын ошибок трудных», а вот experience совершенно не обязан быть связан с ошибками, даже ассоциативно. Ну, это ладно – непереводимых слов хватает.
Хуже оказалось со словом «драйв». Часть людей заявили, что такого слова вообще нет в русском языке, а раз нет, то нет и понятия, которое следовало бы этим словом описывать. Другие что-то говорили про жаргон рок-музыкантов. Странно мне стало: для меня наличие драйва – важное свойство дела/команды/человека.
Друзья, а вам это слово что-то говорит?

В дискуссии предложили для слова “драйв” русский аналог – “воодушевление”, другие комментаторы возражали, мол, это слово не в полной мере передаёт энергетику исходного слова, но я соглашусь только отчасти. Воодушевление – очень классное слово, оно близко к тому, как говорят у нас “работает с душой” или даже “вкладывает душу в работу”. Когда работа в кайф, когда работа заводит, когда идеи прут и есть несдерживаемое желание их реализовать.
Работа верстальщика даже более увлекательная всмысле драйва, чем работа рисующего дизайнера. Всего несколько дней меня не было на работе, болела типа, по одному из самых сложных наших проектов программеры напрограммировали новые модули и насоздавали новые документы, их надо было “причесать” по-человечески; дизайнер-верстальщик из моей команды без меня не справился. Прихожу на работу, принимаю задачу (на самом деле сложную), и мне не скучно, мне в кайф сделать из этих безумных форм красивые и правильные, собрать в нужный визуальный блок порасползавшиеся элементы. Наши программеры (.NET) любят использовать сторонние контролы в проектах, в частности – RadControl`s и Telerik, кто в теме, тот поймёт. Которые, будучи пользуемыми на странице, визуально должны выглядеть в стиле страницы, а не в стиле, уже реализованном разработчиками контролов. И вот загадка: есть:

  1. моя таблица стилей.
  2. Таблица стилей для Red Grid (для вывода различных табличных данных, а так же их ввода и редактирования) и
  3. Таблица стилей для Red Combobox/Red Input / Red Calendar (которые используются в этом же гриде).

Откуда берётся описание для визуализации очередного инпута, кто выводит с именно таким бордером поле для ввода, как с этим всем хозяйством успешно взлететь, манипулируя только таблицей (таблицами) стилей? Шарада, загадка, тайна, покрытая мраком некоторое время, и с каждым решённым этапом, с каждым причёсанным модулем проект выглядит всё красивше и красивше, и усилия не зря, и время не напрасно, и настроение повышается, и уж точно – НЕ СКУЧНО! И друзья, знакомые, бывшие сослуживцы, в разное время разбежавшиеся по разным IT-шным конторам, знают и помнят это и частенько присылают мне свои “загадки”, неработающие куски кода или задачи “как отверстать это”, и что? решаю их задачки из любопытства, из спортивного интереса, просто потому, что это *моё*. И если вы не чувствовали драйв от работы, если вам не в кайф и тоскливо и до начала процесса работы над заданием, и в процессе, и после тоже — никак, попробуйте сменить вид деятельности, и лучше – совсем.

RSS feed | Trackback URI

21 Comments »

Comment by xekc
2008-03-06 18:22:46

огонёк, да. вот горит что то внутри у человека – тогда да, можно раздувать, можно вместе и сильно и быстро и что хочешь можно. а не горит – ну значит мыла кусок. его не зажжёшь. очень важный критерий для меня, даже важнее профессионализма наверное. passion тоже.

Comment by nundesign
2008-03-06 18:27:26

Да, последнее время для меня тоже. Не скрою, бывает так, что человечек сам по себе очень… инертный, что ли. Тогда в самом деле нужно чуток сил потратить, чтобы расшевелить, но если расшевелится… то дальше уже прёт. А бывает просто вата. Ну, или мыло.

 
Comment by snow_wons
2008-03-06 20:18:05

Имея мыло в избытке, ты можешь взорвать весь мир
© Бойцовский клуб

А вообще всё очень сильно зависит от обстоятельств. Если настроение есть – то за вечер можно написать больше чем за неделю, а если нет.. то хоть весь день сиди – ничего путного не выйдет…

 
 
Comment by Scratch
2008-03-06 19:51:21

Ну, кроме драйва, есть еще более интересное понятие (появившееся, правда, в разработке не так давно) — это Fun. Простым словом “веселье” это переводить вообще ну никак нельзя — потому что получаются сплошные шутки (и прибаутки). Тут что-то такое, что наш разработчик еще долго не будет ощущать в массе своей…

Откуда берутся эти инертные люди (и в дизайне и не только), которым эта работа неинтересна и так далее – так тут тоже понятно. Скажите, учат ли у нас в школах такую штуку, как дизайн? В лучшем случае — эстетика, и то — “чтобы было”, просто для галочки.
Да и с другими науками, или, точнее сказать, предметами, не лучше. Одна из недавних цитат в блоге Антона Наумова, http://www.liveinternet.ru/users/cor_win/post68767609/ , как раз об этом.

Сначала приведу конкретный случай, после этого — общие мысли.
Один мой знакомый окончил школу с золотой медалью. Как говоится, поступай — не хочу. Так как у нас “все профессии нужны”, но не за все платят — решил он поступить в ХИРЭ, на какую-то мутную электротехнику. Поступил, проучился два курса и ушел оттуда куда подальше. Потому что неинтересно, не оно и не прет (хотя сессии сдавал нормально).
И начал заниматься литературными, и не только, переводами с английского. Потому что это — оно.
А вот теперь вопрос — многие ли люди хотя бы в 25 лет понимают, чем они хотят заниматься? Понимают ли, что они готовы сделать своей профессией на многие годы? А ведь им уже по 20, нужно сначала в институт (куда? На какую специальность?), а потом и работать (кем?). Вот и получаются люди, которые сделали не тот выбор, потому что в общем-то ничего-то особо и не интересно, или наоборот интересно все понемногу… А потом уже, когда за 30, и наконец-то понимаешь, что твое предназначение и любимая работа — лепить потрясающей красоты керамические вазы, класть на полочку диплом технолога и уходить с должности системного аналитика уже как бы и поздновато.

Я не говорю про молодых ребят возрастом в 18 лет — может быть, он и не дизайнером совсем хочет быть, да и с работой толком не сталкивался — чего таить, я сам в свое время хотел быть дизайнером… Сидел бы сейчас, рисовал унылые скетчи и мокапы… Впрочем, от желания разбираться в дизайне (и верстке) я не отказываюсь, просто подхожу к этому с другой стороны…

Да, бывают случаи, когда сначала делается нехотя, а потом начинает нравиться — но таких случаев тоже немного…

И, напоследок. В детстве многие хотят стать малярами, мороженщиками и космонавтами, а становятся менеждерами, директорами и консультантами… И потом очень жалеют о своих детских мечтах…

Comment by Anton Naumov
2008-03-06 20:20:14

вокруг первоначальной цитаты завертелась довольно живенькая дискуссия. откровенно говоря я помню, как мои либеральные родители давили на меня при выборе специальности в институте — де на той, что они выбрали, денех больше. и это тоже фактор, родительское давление, в смысле.
но я хотел сказать о другом — никогда не поздно бросить надоевшую, не приносящую удовольствия работу и занятся тем, что действительно интересно. никогда это сделать не поздно. даже если вся жизнь построена по принципу непротивления. правда очень редкие люди все-таки идут на кардинальные перемены. а жаль.

Comment by nundesign
2008-03-06 20:26:07

во-первых, очень редкие люди “идут” на кардинальные перемены
во-вторых, так же редкие, почти настолько же редкие люди осознают, что им на самом деле интересно. А если даже и осознают, то не понимают, как это может приносить денег.
в третьих, мечты иногда всё-таки бывают нереальные.
Поэтому идут, куда проще, куда мама посоветовала, куда толпа друзей повернула. Занимают какую-то нишу и существуют в ней долго или даже всегда.

Comment by Anton Naumov
2008-03-08 14:18:17

все мечты по определению не реальные. реальная мечта — это цель. веха. одна из миссий человека на земле сделать невозможное возможным. у кого-то получается лучше, таких мы знаем и некоторым даже дают премию, Нобелевскую. иных мы не знаем, для них “нереальное” гораздо скромнее, чем для первых. но их тоже хватает. но мечта на то и дана, чтобы к ней идти. да. во всяком случае я так думаю.

 
 
 
Comment by Ковтунов Александр
2008-03-27 16:00:18

а это (если обобщить) – вопрос сколько в человеке свободы и смелости обрубить концы, повернуть на 180 и т.п.

 
 
Comment by Anton Naumov
2008-03-06 20:24:34

а вообще вместо “дизайнера” можно подставить любую профессию. и у нас хватает рутины, и я тоже эту рутину не люблю, но делаю. и у нас есть простор для творчества. и я тоже ловлю кайф от своей работы. мне повезло, я обожаю то, чем занимаюсь и мне за это платят деньги. и весьма не плохие :)

Comment by nundesign
2008-03-06 20:30:07

Вот и я в качестве примера тоже подставила [любую профессию] – везде бывает рутина, и у врачей, и учителей, и у бухгалтеров, и у верстальщиков. Но в вёрстке можно относиться как к потоку тупых неработающих строк кода, а можно – как к интереснейшему процессу строительства макета, оптимизации, а иногда – разгадывания сложных шарад.

Comment by Anton Naumov
2008-03-07 11:45:40

ну верстка и программирование похожи. с той лишь разницей, что мой любимый серверсайд уровень невидим для конечного пользователя. т.е. его как бы нет.
и программирование — это шаманство, это волшебство, это видеть как под твоими руками буквы языка превращаются в нечто. но это с одной стороны, а с другой — невнятные действия неадекватных людей, которые приносят какой-то мифический результат, шли бы лучше кирпич ложить, что ли :)

 
 
 
Comment by tui
2008-03-07 12:02:48

Рутину можно найти везде, но главное, чтоб работа нравилась: тогда и рутина в радость будет!

 
Comment by kleptos
2008-03-07 19:45:43

Да, именно так.
Причём вообще в любой професии.
Например если у программиста нет “шила в заднице”, он не ловит fun от копания в новом, расширения экспиренса, то это плохой, негодный программист.
В других профессиях не так сильно заметно, технологии и парадигмы сменяют друг друга со значительно меньшим темпом, но тоже есть, да.

Comment by nundesign
2008-03-09 13:17:49

Ну, если, к примеру, учитель не ловит фан, то он не просто плохой учитель, он приносит вред тем, кого он должен был бы обучать… Да и много таких профессий…

У дизайнеров мне просто заметнее, они рядом.

 
 
2008-03-08 20:51:42

С Праздником Весны!!! :) А мне больше по душе слово драйв. Воодушевиться можно чем-то предварительно, для разгона. А когда сама творишь – это именно драйв! И никаких переводов не нужно.

Comment by nundesign
2008-03-09 13:14:36

Настя, взаимно, с праздником!
Да, “драйв” – какая-то очень правильная вербализация правильного состояния :) .

 
 
Comment by Mons
2008-03-17 20:25:30

Бывает трудно. бывает сложно. Но чаще кайфово и нтересно :)

 
Comment by webzanie.info
2008-07-17 10:43:50

А знакомо кому такое чувство: работа. много работы. страшно даже браться. откладываешь-откладываешь. но вот сроки поджимают, решаешься начать, и так тебя всё это захватывает – забываешь о еде, о сне, об отдыхе. Потому что начинаешь излучать азарт, настроение, начинаешь этим бредить. И вот… всё, кажется, больше нечего добавить. можно даже порадоваться за себя и за конечный результат. Так скажите мне: почему я каждый раз не могу заставить себя начать? Каждый раз – одно и то же!

Comment by nundesign
2008-07-17 10:50:42

Здесь что-то больше к анализу типов личностей (человеческих). Бывают сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Бывают те, кто лёгкие на подъём, мгновенно загораются и так же мгновенно выгорают, и не могут довести до конца ни одно дело. Бывают тяжёлые на подъём, но решительные в достижении поставленной цели.

 
 
Comment by olly
2008-07-29 13:12:36

ну просто как про меня. и статья, и комментарии.
в школе было не интересно учиться. разве что в последних классах увлеклась почему-то алгеброй и физикой, хотя я гуманитарий чистой воды.
после школы стал выбор – иняз или художественное. выбрали иняз – английский я знала лучше, чем рисовала.
хотя, рисовать я любила больше, чем английский.
отпахала 5 лет. иняз мне давался с большим трудом. нагрузка там колоссальная. проработала переводчиком в той или иной степени 3 года. просто умирала. от не интереса. от того, что не вдохновляло. не заводило. не могла просиживать день зря…. не моё.
изза этого *не моё* много меняла работ, много дома ссор было. приходя на работу мучалась. работала, потому что люблю работать. но мучалась. не было запала.
не могу я понять, почему люди ходят на работу, тратят треть своей жизни занимаясь тем, что не любят. пытаюсь это маме доказать. она не понимает. говорит работа, это просто работа.
а я подумала, что всю жизнь я так мучаться не смогу и в прошлом году пошла на курсы рисования. в этом году, через неделю буду поступать на графический дизайн.
место работы я тоже сменила. меня, нулячую – без опыта и знаний, по счастливой случайности взяли в небольшую фирму, которая занимается веб-дизайном. вот так из переводчиков и в дизайнеры. без образования (я конечно очень надеюсь, что я его всё таки получу).
запала я пока не чувствую. мне очень сейчас сложно. столько всего нового. и хочется, что бы и красиво, и быстро, и всем нравилось. очень переживаю. изза всего. говорят, что зря.
а я не могу не переживать – меня это волнует… меня волнует моя работа и то, как я её делаю.
возможно впервые чувствую, что я не просиживаю эти 9 часов, что я действительно полезная… потому и волнуюсь.

сегодня не приняли мой эскиз. ясное дело, что эскиз может не понравится. я это понимаю. но обидно ужасно. даже критики не удостоили. а ведь он очень симпатичный. солнечный и светлый.
конечно, заказчики хотели что-то другое, раз им этот не подошел. просто они про свом желания мне ничего не сообщили и пришлось выдумывать… я расстроилась отказом и пошла в интернет и случайно наткнулась на Вашу статью….

я еще не дизайнер, я только учусь.
и мне ужасно сложно, всё с нуля. в 26 лет. самой. даже совета не у кого попросить.
мне иногда даже кажется, что я не этого хотела.
а потом подумаю – чем другим я могу заниматься и понимаю, что ничем кроме этого….
мне нравится, то что я делаю. меня волнует моя работа. мне важно всё до мелочей. каждый плюсик моей работы и каждый минус… жаль, что меня наверно считают мягкотелой изза этого…

 
Comment by gait
2008-08-25 02:44:42

olly, всё будет пучком! Говорят, что 99% таланта – это терпение. Надо просто проявить это терпение и тогда обязательно, рано или поздно, появится и талант. А у талантливых дизайнеров всё получается и всё идет хорошо, и работа в кайф, и с баблом полный достаток.
Не опускай руки, рисуй, твори! Набирайся опыта, а критику не слушай, даже конструктивную. Просто не трать времени на критику, а используй это время, что бы набить руку в дизайне. Прислушивайся только к своему сердцу и здравому смыслу. Критиков твоего дизайна не слушай, просто смотри работы мастеров, которые тебе нравятся, и, если есть возможность, проси совета у них (мастеров и тру-отцов дизайна).
Смотри проще на вещи, не надо переживать из-за мелочей.
А как придет опыт, так и море будет по колено и всё у тебя получится, вот увидишь :)

 
Name (required)
E-mail (required - never shown publicly)
URI
Your Comment (smaller size | larger size)
You may use <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> in your comment.